ЛУЧШИЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ — НАПАДЕНИЕ

Что делать, если на предприятие направлены действия нелиней­ного менеджмента?

В таком случае необходимо, во-первых, выявить, кто заинтере­сован в последствиях этих «случайных событий», негативно воздей­ствующих на положение фирмы на рынке, а во-вторых, применить контрразведку.

Получить представление о компаниях и лицах, которые, вероят­но, ведут «скрытую конкурентную войну», в большинстве случаев можно, воспользовавшись открытой информацией или вторичными источниками информации.

Однако следует помнить, что использование открытой информа­ции имеет как свои положительные, так и негативные стороны.

К преимуществам можно отнести:

■ низкую стоимость;

■ отсутствие необходимости в специальных навыках в области коммерческой разведки и контрразведки;

■ возможность работать с информационными и информацион­но-аналитическими системами, а также базами данных в режиме ре­ального времени.

Недостатки применения открытых источников информации:

■ большинство материалов подаются автором с позиции сво­его видения проблемы и выражают его личное отношение к этой проблеме;

■ в прессе появляются «заказные» статьи и материалы, при­званные отвлечь внимание конкурентов от интересующих их про­блем;

■ обзорные статьи отдельных авторов в СМИ могут быть ос­нованы на непроверенной или устаревшей информации;

■ переводные статьи могут быть неточными и некорректными.

В большинстве случаев рекомендуется сначала собрать инфор­мацию из открытых источников и затем проверить наиболее суще­ственные и актуальные данные посредством «закрытых» источни­ков, чтобы получить наиболее полную картину о намерениях конкурентов, их первоочередных и стратегических целях, и на этой основе провести эффективную контрразведку.

К основным факторам риска для коммерческой деятельности фирмы, которым противостоят специалисты, занимающиеся контр­разведкой, относятся:

■ противоправные действия конкурентов, в том числе сговор с представителями государственных и административных органов о «внеплановых проверках»;

■ «чёрный ПИАР»: различного рода слухи, ухудшающие имидж предприятия и дискредитирующие руководство;

■ давление криминальных объединений;

■ проведение активной коммерческой разведки конкурентами;

■ промышленный шпионаж;

■ мошенничество и т. д.

Основная цель контрразведки — обеспечение надёжной защи­щённости предприятия в рыночной среде.

Эта цель заставляет контрразведку концентрировать своё внима­ние на мероприятиях оборонительного характера, в отличие от ком­мерческой разведки, которая использует наступательный стиль.

В задачи контрразведки входит отслеживание связей персонала между собой. Причём выделяются следующие виды связей:

■ дружеские;

■ враждебные;

■ нейтральные;

■ активные;

■ пассивные;

■ прерванные.

Кроме того, важным условием успешного противодействия кон­куренту является определение степени насыщенности собранной значимой коммерческой информации.

Собирается информация о микрогруппах, лидерах, предпочитае­мых и отвергаемых сотрудниках, уровне сплочённости и т. д.

Основные функции службы контрразведки:

■ сбор сведений и документов по гражданским и уголовным делам;

■ регулярное информирование руководства предприятия о причинах, рождающих недовольство, и условиях, потенциально спо­собствующих совершению правонарушений со стороны персонала;

■ документирование действий лиц, задержанных за админист­ративные проступки;

■ выявление из числа штатного персонала тех, кто оказывает содействие преступным элементам (не работающим на предпри­ятии) в совершении ими преступлений;

■ изобличение экономических (промышленных) шпионов из числа персонала предприятия;

■ информирование руководителей предприятия и их телохра­нителей (если они есть) о планируемых в их отношении преступле­ниях;

■ поиск без вести пропавших сотрудников предприятия или фирмы;

■ создание условий, исключающих подслушивание разговоров в служебных помещениях;

■ установление обстоятельств разглашения сведений, состав­ляющих коммерческую или конфиденциальную тайну;

■ выяснение биографических и других характеризующих лич­ность данных о сотрудниках предприятия (с их письменного согла­сия) при заключении ими трудовых контрактов;

■ консультирование персонала по вопросам обеспечения безо­пасности предприятия.

Сотрудникам, ответственным за контрразведку на предприятии, вменяется обеспечение комплексной системы защиты, нацеленной на обеспечение надёжной защиты предприятия от внешних угроз за счёт:

■ проведения непрерывного и всестороннего анализа угроз безопасности предприятия;

■ оценки:

— выявленных угроз и ранжирования их по степени важ­ности (опасности) для предприятия,

— результатов выполнения программы по локализации уг­роз;

■ разработки мер по локализации угроз;

■ составления планов по внедрению разработанных мероприя­тий во все сферы деятельности предприятия;

■ непосредственного внедрения механизмов разработанной программы в деятельность предприятия.

Таким образом, система обеспечения безопасности предприятия должна носить комплексный и системный характер на основе чётко сформулированной концепции информационной безопасности.

Согласно результатам исследования, проведенного специалиста­ми Logica CMG, в ходе которого были опрошены представители 350 компаний, половина фирм не сформулировали стратегию обеспече­ния информационной безопасности, 71% полагаются на свои депар­таменты по защите интересов предприятия и интеллектуальной соб­ственности его работников в вопросах разработки и воплощения в жизнь политики собственной информационной безопасности [62].

Опрошенные в ходе исследования сто специалистов по инвести­циям поставили фактор несоблюдения безопасности на третье место в ряду факторов, которые негативно влияют на оценку компаний. Выделенная проблема по значимости для инвесторов стоит сразу после сложной финансовой отчётности и внезапного ухода высшего руководства из системы управления предприятием.

В недобросовестной конкурентной борьбе широко используются различные методы, в том числе:

■ получение налоговых льгот;

■ коррупция;

■ использование:

— запрещённых методов сбора информации,

— использование криминальных методов и средств борьбы за доступ к интересующей информации;

■ дезинформация;

■ создание фирм однодневок;

■ работа через подставные фирмы, имеющие различные льго­ты.

За последние годы разработан комплекс технических средств, обеспечивающих безопасность предприятия в предпринимательской среде, в первую очередь средства поиска и защиты от утечки ин­формации.

В случае если факт недобросовестной конкуренции установлен сотрудниками предприятия и есть доказательства, то имеет смысл прибегнуть к помощи органов государственной власти посредством обращения в Государственный антимонопольный комитет Россий­ской Федерации или его территориальное управление с ходатайст­вом о запрете актов недобросовестной конкуренции и применении соответствующих штрафных санкций в отношении нарушителя или в арбитражный суд с иском о запрете актов недобросовестной кон­куренции и взыскании понесённых убытков с нарушителя.

Такой шаг не только защитит от действий недобросовестной конкуренции, к тому же позволит дискредитировать перед клиента­ми предприятие — конкурент и сыграть на контрасте. Эти действия позволят руководству представить своё предприятие действующим в правовом поле и соблюдающим законы, как добросовестного опера­тора рынка и надёжного партнёра.

Вопросы для закрепления материала

1. С какой целью на предприятиях создаётся контрразведка?

2. Что такое нелинейный стратегический менеджмент?

3. Расскажите о функциях контрразведки на предприятии как условии его экономической безопасности.

4. Расскажите о некоторых задачах контрразведки.

5. Задача нелинейного стратегического менеджмента и его от­личие от традиционного менеджмента.

6. Что Вы знаете об этапах, благодаря которым можно стабили­зировать деятельность предприятий — конкурентов?

7. Что обязательно включает пропагандистская программа по созданию негативного отношения к предприятию и его руково­дству?

8. Какие преимущества содержит использование открытой ин­формации?

9. Какие недостатки применения открытых источников инфор­мации Вы можете перечислить?

10. Что можно отнести к основным факторам риска коммерче­ской деятельности?

11. Перечислите задачи контрразведки.

12. Какие основные функции контрразведки Вы знаете?

13. Что включает комплексная защита от внешних угроз?

14. Какие методы недобросовестной конкурентной борьбы Вы можете назвать?

15. В какие организации в нашей стране можно обратиться в случае выявления недобросовестной конкуренции?