ЛУЧШИЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ — НАПАДЕНИЕ
Что делать, если на предприятие направлены действия нелинейного менеджмента?
В таком случае необходимо, во-первых, выявить, кто заинтересован в последствиях этих «случайных событий», негативно воздействующих на положение фирмы на рынке, а во-вторых, применить контрразведку.
Получить представление о компаниях и лицах, которые, вероятно, ведут «скрытую конкурентную войну», в большинстве случаев можно, воспользовавшись открытой информацией или вторичными источниками информации.
Однако следует помнить, что использование открытой информации имеет как свои положительные, так и негативные стороны.
К преимуществам можно отнести:
■ низкую стоимость;
■ отсутствие необходимости в специальных навыках в области коммерческой разведки и контрразведки;
■ возможность работать с информационными и информационно-аналитическими системами, а также базами данных в режиме реального времени.
Недостатки применения открытых источников информации:
■ большинство материалов подаются автором с позиции своего видения проблемы и выражают его личное отношение к этой проблеме;
■ в прессе появляются «заказные» статьи и материалы, призванные отвлечь внимание конкурентов от интересующих их проблем;
■ обзорные статьи отдельных авторов в СМИ могут быть основаны на непроверенной или устаревшей информации;
■ переводные статьи могут быть неточными и некорректными.
В большинстве случаев рекомендуется сначала собрать информацию из открытых источников и затем проверить наиболее существенные и актуальные данные посредством «закрытых» источников, чтобы получить наиболее полную картину о намерениях конкурентов, их первоочередных и стратегических целях, и на этой основе провести эффективную контрразведку.
К основным факторам риска для коммерческой деятельности фирмы, которым противостоят специалисты, занимающиеся контрразведкой, относятся:
■ противоправные действия конкурентов, в том числе сговор с представителями государственных и административных органов о «внеплановых проверках»;
■ «чёрный ПИАР»: различного рода слухи, ухудшающие имидж предприятия и дискредитирующие руководство;
■ давление криминальных объединений;
■ проведение активной коммерческой разведки конкурентами;
■ промышленный шпионаж;
■ мошенничество и т. д.
Основная цель контрразведки — обеспечение надёжной защищённости предприятия в рыночной среде.
Эта цель заставляет контрразведку концентрировать своё внимание на мероприятиях оборонительного характера, в отличие от коммерческой разведки, которая использует наступательный стиль.
В задачи контрразведки входит отслеживание связей персонала между собой. Причём выделяются следующие виды связей:
■ дружеские;
■ враждебные;
■ нейтральные;
■ активные;
■ пассивные;
■ прерванные.
Кроме того, важным условием успешного противодействия конкуренту является определение степени насыщенности собранной значимой коммерческой информации.
Собирается информация о микрогруппах, лидерах, предпочитаемых и отвергаемых сотрудниках, уровне сплочённости и т. д.
Основные функции службы контрразведки:
■ сбор сведений и документов по гражданским и уголовным делам;
■ регулярное информирование руководства предприятия о причинах, рождающих недовольство, и условиях, потенциально способствующих совершению правонарушений со стороны персонала;
■ документирование действий лиц, задержанных за административные проступки;
■ выявление из числа штатного персонала тех, кто оказывает содействие преступным элементам (не работающим на предприятии) в совершении ими преступлений;
■ изобличение экономических (промышленных) шпионов из числа персонала предприятия;
■ информирование руководителей предприятия и их телохранителей (если они есть) о планируемых в их отношении преступлениях;
■ поиск без вести пропавших сотрудников предприятия или фирмы;
■ создание условий, исключающих подслушивание разговоров в служебных помещениях;
■ установление обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую или конфиденциальную тайну;
■ выяснение биографических и других характеризующих личность данных о сотрудниках предприятия (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых контрактов;
■ консультирование персонала по вопросам обеспечения безопасности предприятия.
Сотрудникам, ответственным за контрразведку на предприятии, вменяется обеспечение комплексной системы защиты, нацеленной на обеспечение надёжной защиты предприятия от внешних угроз за счёт:
■ проведения непрерывного и всестороннего анализа угроз безопасности предприятия;
■ оценки:
— выявленных угроз и ранжирования их по степени важности (опасности) для предприятия,
— результатов выполнения программы по локализации угроз;
■ разработки мер по локализации угроз;
■ составления планов по внедрению разработанных мероприятий во все сферы деятельности предприятия;
■ непосредственного внедрения механизмов разработанной программы в деятельность предприятия.
Таким образом, система обеспечения безопасности предприятия должна носить комплексный и системный характер на основе чётко сформулированной концепции информационной безопасности.
Согласно результатам исследования, проведенного специалистами Logica CMG, в ходе которого были опрошены представители 350 компаний, половина фирм не сформулировали стратегию обеспечения информационной безопасности, 71% полагаются на свои департаменты по защите интересов предприятия и интеллектуальной собственности его работников в вопросах разработки и воплощения в жизнь политики собственной информационной безопасности [62].
Опрошенные в ходе исследования сто специалистов по инвестициям поставили фактор несоблюдения безопасности на третье место в ряду факторов, которые негативно влияют на оценку компаний. Выделенная проблема по значимости для инвесторов стоит сразу после сложной финансовой отчётности и внезапного ухода высшего руководства из системы управления предприятием.
В недобросовестной конкурентной борьбе широко используются различные методы, в том числе:
■ получение налоговых льгот;
■ коррупция;
■ использование:
— запрещённых методов сбора информации,
— использование криминальных методов и средств борьбы за доступ к интересующей информации;
■ дезинформация;
■ создание фирм однодневок;
■ работа через подставные фирмы, имеющие различные льготы.
За последние годы разработан комплекс технических средств, обеспечивающих безопасность предприятия в предпринимательской среде, в первую очередь средства поиска и защиты от утечки информации.
В случае если факт недобросовестной конкуренции установлен сотрудниками предприятия и есть доказательства, то имеет смысл прибегнуть к помощи органов государственной власти посредством обращения в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации или его территориальное управление с ходатайством о запрете актов недобросовестной конкуренции и применении соответствующих штрафных санкций в отношении нарушителя или в арбитражный суд с иском о запрете актов недобросовестной конкуренции и взыскании понесённых убытков с нарушителя.
Вопросы для закрепления материала
1. С какой целью на предприятиях создаётся контрразведка?
2. Что такое нелинейный стратегический менеджмент?
3. Расскажите о функциях контрразведки на предприятии как условии его экономической безопасности.
4. Расскажите о некоторых задачах контрразведки.
5. Задача нелинейного стратегического менеджмента и его отличие от традиционного менеджмента.
6. Что Вы знаете об этапах, благодаря которым можно стабилизировать деятельность предприятий — конкурентов?
7. Что обязательно включает пропагандистская программа по созданию негативного отношения к предприятию и его руководству?
8. Какие преимущества содержит использование открытой информации?
9. Какие недостатки применения открытых источников информации Вы можете перечислить?
10. Что можно отнести к основным факторам риска коммерческой деятельности?
11. Перечислите задачи контрразведки.
12. Какие основные функции контрразведки Вы знаете?
13. Что включает комплексная защита от внешних угроз?
14. Какие методы недобросовестной конкурентной борьбы Вы можете назвать?
15. В какие организации в нашей стране можно обратиться в случае выявления недобросовестной конкуренции?